Основные права потребителей в сфере ЖКХ. Право потребителя на информацию об исполнителе жилищно-коммунальных услуг

Закон о защите прав потребителей призван отстоять права жильцов многоквартирных домов в случае некачественного предоставления коммунальных услуг. А на что ещё имеют право жильцы многоэтажек? Какими правами наделены жильцы многоквартирных зданий и куда следует жаловаться в случае их нарушения?

Право потребителя на информацию об исполнителе жилищно-коммунальных услуг

Право получения информации закреплено за человеком в соответствии с Законом РФ от 07.02.92 No 2300-1 «О защите прав потребителей». Также это право закреплено действующим Гражданским Кодексом Российской федерации.

Согласно действующим пунктам законодательства, управляющая компания обязана донести до жильцов сведения о её наименовании, месте расположения и режиме работы. Эти данные должны быть размещены на соответствующей вывеске.

Подпункт «п» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства No354, гласит, что управляющая компания обязана предоставить потребителям следующую информацию:

сведения об управляющей компании, её адрес и режим работы;

адрес интернет-ресурса управляющей компании;

адрес сайта, на котором пользователи могут оставлять отзывы об управляющей компании;

телефон организации;

персональные данные руководителя;

адреса и контактные телефоны диспетчерской и аварийной службы;

тарифы на коммунальные услуги, коэффициенты их расчёта и размеры надбавок к ним;

информацию об установке приборов учёта;

порядок и форму оплаты предоставленных услуг;

критерии качества оказываемых услуг, предельные сроки устранения аварийных ситуаций или иных неполадок предоставления коммунальных услуг;

данные о максимальной мощности электрических приборов, которые жильцы могут применять для удовлетворения своих потребностей;

наименования и фактические адреса организаций, осуществляющих контроль деятельности управляющей компании;

наименования нормативно-правовых актов, в соответствии с которым управляющая компания осуществляет свою деятельность.

Если управляющая компания ненадлежащим образом осуществляет информирование потребителей, то последние имеют право обратиться с претензией, составленной в двух экземплярах, к её руководству. В содержании такого документа должны отражаться требования жильцов о предоставлении им полного информирования о деятельности управляющей компании. Претензия может быть отправлена в управляющую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении. Также можно вручить её сотруднику управляющей компании под роспись о её принятии.

Если управляющая компания отказала жильцам в предоставлении информации в полном объёме, то они имеют право обратиться в следующие инстанции:

контролирующую организацию;

управление или филиалы Роспотребнадзора;

судебные органы.

Обратиться в суд можно по месту жительства истца или территориального расположения управляющей компании. Также можно обратиться в суд по месту заключения договора с управляющей компанией.
Помимо требований о проведении информирования, жильцы многоэтажки имеют право потребовать возмещение морального вреда от управляющей организации.
В соответствии с действующим законодательством, при обращении в суд, жильцы многоквартирных зданий освобождаются от оплаты госпошлины, поскольку исковые требования связаны с нарушениями их прав.