Итоги деятельности КЦ и КП ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» за 2020 год.

Консультационный центр на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» основан в 2009 году.

В настоящее время Консультационные услуги по вопросам защиты прав потребителей оказываются в Консультационном центре в г. Кургане и Консультационных пунктах в г. Шадринске и Щучье.

В течение 2020 года специалистами Консультационного центра для потребителей, оказано 2646 консультаций по вопросам защиты прав потребителей. Из них:
•2370 устных консультаций ;
•121 консультации на личном приеме;
•62 консультации с использованием электронных коммуникаций

Количество обращений граждан в 2020 году увеличилось на 4,54 % по сравнению с показателями 2019 года. 

 В Структуре обращений потребителей в консультационный центр преобладают вопросы продажи непродовольственных товаров — 53,97% (1428).

На втором месте вопросы предоставления услуг ЖКХ -15,73% (416); услуги общественного питания составляют 14,21% (376), туристские услуги — 11,23% (297) от общего числа обратившихся.

В 2020 году в ходе проведенных консультаций оказана помощь по составлению 146 проектов документов, что меньше показателей прошлого года по объективным причинам, выразившихся в ограничении личного приема граждан Консультационным Центром и Консультационными пунктами для потребителей в связи с объявленной ВОЗ пандемией COVID-19.

Наиболее частые поводы для обращения: отказ в возврате денег за некачественный товар; обмен качественных товаров; возврат товара приобретенного дистанционным способом; нарушение сроков исполнения услуг и работ. 

Наиболее распространены жалобы на качество сложной бытовой техники (в т.ч. мобильных телефонов), мебели и обуви.

При этом, следует обратить внимание на положительную динамику относительно сроков рассмотрения дел в судах, в связи с чем судебная защита прав потребителей стала доступнее и реальнее. Если ранее срок рассмотрения дела в суде составлял от 6 месяцев до года, то в 2020 году продолжительность сократилась до 4-6 месяцев.

Обращения граждан за судебной защитой своих прав в сфере торговли в большинстве связаны с расторжением договора купли-продажи, взыскании денежных средств за товар, неустоек за просрочку исполнения обязательства, замены товара ненадлежащего качества. 

При этом требования в сфере ЖКХ связаны с возмещением убытков связанных с ненадлежащим оказанием услуг и возложением обязанности по надлежащему исполнению договора управления многоквартирным домом.

Судебные дела, которые сопровождаются специалистами – достаточно стандартная практика, связанная с защитой прав потребителей. Однако одновременно следует отметить, что специалисты КП и КЦ не оказывают услуги в сфере представительства в суде. Однако, это не означает, что потребители, которые обращаются за помощью остаются без поддержки. Специалистами проводится работа с каждым обратившимся потребителем в индивидуальном порядке: даются разъяснения по вопросам защиты прав потребителей, рекомендации и разъяснения алгоритма действий в каждой конкретной сложной ситуации, в которой оказался потребитель и с которой он обратился за помощью.

Во многих случаях проводится досудебное урегулирование конфликта, что существенно сокращает время удовлетворения требований потребителей. В других спорных ситуациях специалисты Консультационного центра готовят исковые заявления и документы для подачи в суд.

Нельзя не отметить, что на работу КЦ И КП, на ее структуру и способы оказания консультационных услуг огромное влияние в 2020 году оказало распространение новой коронавирусной инфекции. Это привело к серьезному изменению уклада нашей жизни. Устоявшиеся формы коммуникаций претерпели значительную коррекцию и на первое место вышли дистанционные способы связи. 

Если в предшествующие годы наиболее значимыми для потребителя были вопросы качества товаров и услуг; способы, основания и сроки возврата качественного/некачественного товара, то в 2020 году на первое место вышли вопросы, связанные с оказанием услуг в сфере туризма, а так же правила оказания услуг и гарантии потребителям в сфере дистанционных продаж.

С целью информирования и просвещения граждан по вопросам потребительского законодательства разработано 28 информационно-методических материалов для жителей Курганской области. Проведено 7 «горячих линий» по вопросам защиты прав потребителей;

В работе Консультационного центра продолжается использование «ONLAIN» консультирования потребителей, посредством группы по защите прав потребителей в социальных сетях «ВКонтакте», «INSTAGRAM», на ряду с возможностью online обращений потребителей посредством обратной связи официального сайта ФБУЗ.

Напоминаем о том, что работает государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП). Вход на данный ресурс свободный.

На информационном портале размещена нормативно-правовая база по защите прав потребителей, в том числе международные и региональные правовые акты, а также находящиеся на обсуждении законопроекты.

Здесь же можно ознакомиться с многочисленными памятками, воспользоваться образцами претензионных и исковых заявлений.

Модуль «Виртуальная приемная» представляет собой площадку для общения потребителей и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Каждый обратившийся имеет возможность задать интересующий его вопрос, выбрав соответствующую категорию (розничная торговля, общественное питание, финансовые услуги, услуги связи и др.), и получить ответ на него.

Доступ к ресурсу осуществляется по адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru.