Как защитить свои права потребителям мобильных телефонов?
В Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» не перестают поступать жалобы граждан по поводу отказа продавцов в удовлетворении требований потребителя на обмен мобильного телефона или возврата денежных средств в случае обнаружения в телефоне недостатков. Продавец, вместо того чтобы обменять товар или осуществить возврат денежных средств за некачественный товар, находящийся на гарантии, всеми правдами и неправдами пытается направить покупателя с некачественным товаром в Сервисный центр для осуществления ремонта.
Ранее сотовый телефон относился к технически сложным товарам, в связи с этим в случае обнаружения недостатков потребитель был вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене в течение 15 дней с момента его приобретения.По истечении данного срока телефон можно было вернуть или обменять только при наличии одного из трех условий:
1)обнаружение существенного недостатка товара;
2)нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
3)невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Сейчас в связи с утверждением нового перечня технических сложных товаров(утвержден Постановлением Правительства № 924 от 10.11.2011 г., вступил в силу с 24.11.2011 г.) ситуация изменилась.
В указанный Перечень не вошли такие товары, как абонентские станции (технические устройства), подключаемые к сети подвижной связи («сотовые телефоны»), следовательно, с момента вступления перечня в силу «сотовые телефоны» не относятся к технически сложным товарам.
В отношении данного товара можно заявить любое из требований, установленных ст.18 Закона «О защите прав потребителей»:
- замена на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);
- замена на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерное уменьшение покупной цены;
- незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказ от исполнения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы.
Заявить требование можно в течение гарантийного срока, а если гарантийный срок составляет меньше двух лет, то в течение двух лет с момента приобретения сотового телефона.
Для того, чтобы заявить Ваши требования,необходимо обратиться в магазин с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, в которой должны быть чётко сформулированы Ваши требования по поводу недостатков товара. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу, либо направить письмом (с уведомлением). В случае личного вручения претензии, на втором экземпляре продавец должен указать дату, данные лица, принявшего претензию.
В случае отказа в удовлетворении Ваших требований, Вы вправе обратиться в суд для защиты нарушенных прав.
Можно ли обменять телефон надлежащего качества на аналогичный товар, если этот телефон не подошел по форме, размеру, комплектации?
Покупатель в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара вправе, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах,объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита,фасона, расцветки или комплектации (п. 1 ст. 502 ГК РФ). Если в цене есть разница, то производится перерасчёт.
Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца,у которого этот товар был приобретён, если указанный товар не подошёл по форме,габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (п. 1 ст. 25 Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). Постановлением Правительства РФ от 19.01.98г. N 55 утверждён Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. В указанный перечень среди прочих включены технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (п. 11), в том числе телефонные аппараты и бытовая радиоэлектронная аппаратура.
Однако в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 и согласно сертификату соответствия сотовый телефон является продукцией с официальным наименованием "радиостанция носимая" и имеет код ОКП 657140, относящийся к классу продукции "средства радиосвязи, радиовещания и телевидения общего применения". Наименование товара "сотовый телефон" - это бытовое наименование, и данный товар не относится к классу продукции "бытовая радиоэлектронная аппаратура". Кроме того, сотовые телефоны - это не телефонные аппараты (код - ОКП 667310).
Отказ в обмене указанного сотового телефона надлежащего качества на аналогичный товар другой модели является необоснованным и может повлечь за собой административную ответственность по статье 14.15 КоАП РФ: от трехсот до одной тысячи пятисот рублей - для граждан; от одной тысячи до трех тысяч рублей - для должностных лиц; от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей -для юридических лиц.
Для получения консультации по вопросам защиты прав потребителей, а также помощи в составлении претензий, исковых заявлений Вы можете обратиться в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области Консультационный центр для потребителей по адресу: г.Курган, ул. М.Горького, 170, каб. №7,тел.: 24-08-55.