Услуги химчистки

       При оказании услуг химчистки часто возникают претензии, связанные с порчей (повреждением) принятой от потребителя вещи или ее утратой. Нередко вещи, сданные в химчистку,возвращают полинявшими, севшими на несколько размеров, в дырках и т.п. Бывает,что и не возвращают вовсе. Поэтому, для защиты в подобной ситуации необходимо знать несколько простых правил. 

       Отношения между вами и химчисткой регулируются ГК РФ (правила о договоре бытового подряда),Законом РФ "О защите прав потребителей", «Правилами бытового обслуживания населения в РФ». Выдержки из Закона РФ "О защите прав потребителей" и«Правила бытового обслуживания в  РФ»  должны находиться в каждой химчистке, чтобы вы могли с ними ознакомиться при возникновении спорной ситуации. 

       При сдаче вещи в химчистку надо проследить за оформлением приемной квитанции. Квитанция должна обязательно содержать: 

- юридический адрес предприятия бытового обслуживания;

- вашу фамилию, инициалы, адрес и телефон;

- вид услуги (работы);

- наименование изделия, его цвет, состав, комплектность,фурнитуру, имеющиеся повреждения и дефекты;

- дату приема заказа и срок его исполнения;

- стоимость услуги.

       В соответствие  ст. 35 Закона РФ "О защите прав потребителей", если работа выполняется с вещью потребителя, исполнитель отвечает за ее сохранность и правильное использование. Исполнитель обязан предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности переданной вещи. 

       При сдаче вещи в химчистку необходимо проверить её описание в квитанции, которое указывает приемщица. Обычно пишут стандартные фразы типа: общее загрязнение, дорожная грязь, заломы, засалы, потертости и др., Вы вправе не согласиться с такими определениями и надо настоять на объективном описании вещи. То же относится и к определяемому приемщицей износу.Поскольку, подписав это без возражений, вы не сможете предъявить претензии к таким дефектам после химчистки. 

       Согласно ст. 35З закона РФ "О защите прав потребителей", в случае полной или частичной утраты (повреждения) вещи, принятой от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала(вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи)аналогичного качества - возместить потребителю двукратную цену утраченного(поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем. 

       Важный момент: если вы обнаружили порчу вещи в химчистке, забирать ее следует,только составив двусторонний акт с указанием всех обнаруженных повреждений.Если такой акт составлять отказываются, обращайтесь в контролирующие органы -это нарушение «Правил бытового обслуживания населения в РФ». Вещь пока лучше не забирать - сначала направьте в химчистку претензию с указанием всех дефектов,которую можно вручить под расписку о получении, либо послать по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Без письменной фиксации обнаруженных дефектов принимать вещь не следует. 

       Если исполнитель отказывается признать факт порчи вашего изделия или же оспаривает названную вами стоимость, понадобится экспертиза. Технологическая экспертиза способна выявить, имел ли место факт нарушения технологии химической чистки,или же порча изделия произошла вследствие причин, не зависящих от химчистки(например, из-за плохого качества изделия). Необходимость в товароведческой экспертизе возникает в случае, если товарный чек на изделие не сохранился. Товароведческая экспертиза определяет рыночную стоимость изделия.   Обратите внимание, что хранить товарный чек на изделие имеет смысл не только в течение гарантийного срока после покупки.Особенно если это дорогая вещь - кожаная куртка, шуба, дубленка...

       Советуют эксперты:

       Прежде чем приобретать понравившуюся вещь, стоит ее тщательно изучить. Если вы планируете потратить определенную сумму денег и рассчитываете носить эту вещь не один сезон, тогда очень многое зависит от вас самих. Ведь покупка куртки или дубленки на ближайшем рынке может обернуться для вас не экономией, а лишними расходами и головной болью.

       В первую очередь тщательно изучите изделие. На внутренней стороне вы непременно должны увидеть маркировочную метку, содержащую информацию для потребителя (эта информация может быть вынесена на бумажный ярлык). Если изделие соответствует ГОСТу, то на маркировочной метке помимо размера изделия непременно указана такая информация, как страна-изготовитель, фирма-изготовитель, штрих-код товара, подтверждающий информацию о стране или фирме-изготовителе, состав волокна (если изделие выполнено из различных материалов, то состав волокна верха, подкладки, внутреннее наполнение, происхождение меха и т.п.).

       На внутренней стороне изделия обязательно (!) должна присутствовать метка с символами по уходу. В соответствии с ГОСТом эти символы должны быть представлены в следующем порядке:

- стирка;

- отбеливание;

- глажение;

- чистка;

- сушка в барабане (этого последнего символа может не быть,т.к. некоторые изделия, например шубы или дубленки, сушить в барабане нельзя однозначно). 

       Качественное изделие обязательно соответствует перечисленным требованиям.

Приобретая вещь, помните, что если ее нельзя стирать, то ее необходимо будет чистить в химчистке. Придирчиво относитесь к выбору,обязательно расспросите продавца о том, как можно ухаживать за изделием, и ищите подтверждение его слов на маркировке, которая непременно должна быть на изделии. Обезопасить себя от неприятностей на сто процентов невозможно: бывает,что и дорогая вещь оказывается непрактичной и крайне капризной к чистке, а можно купить изделие на рынке, и ему сносу не будет. Но в любом случае при покупке обязательно помните про кассовый чек: вы должны получить его на руки и хранить до первой чистки или стирки изделия.

 

 

Получить  консультации или провести  независимую  экспертизу можно:

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской  области»

 Консультационный центр для потребителей

г. Курган, ул. М.Горького, 170, каб. № 7

тел.:8 (3522) 24-08-55