Гарантийный срок. Что он гарантирует потребителю?
Покупая новую вещь, каждый из нас, как всегда, надеется, что она прослужит долго, по крайней мере в течение гарантийного срока. Если же в этот период с ней что-нибудь случится, потребительское законодательство не даст нас в обиду. Это все действительно так. Но товар товару рознь и у гарантийного срока есть свои нюансы, о которых должен знать каждый потребитель.Гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Закон РФ «О защите прав потребителей» предоставляет изготовителю право устанавливать гарантийный срок. В этом случае продавец не может уменьшать установленный срок гарантии. Он может его только увеличить, приняв на себя дополнительные обязательства в отношении недостатков товара. В случае если изготовитель не установил гарантийный срок на товар, продавец имеет право сделать это самостоятельно. Если же ни изготовитель, ни продавец не установили гарантийный срок на товар, в этом случае ст. 19 Закона «О защите прав потребителей» даёт потребителю право предъявлять претензии по качеству товара в течение двух лет со дня покупки, если более длительные сроки не установлены договором.
Обратите внимание! Обнаружив недостатки в товаре в течение гарантийного срока, потребитель может обратиться с претензией к изготовителю, импортеру или продавцу – по своему выбору.
«СТАРТ» ГАРАНТИЙНОГО СРОКА или
С КАКОГО ДНЯ СЧИТАТЬ ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК?
Гарантийный срок начинает отсчитываться со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, сроки исчисляются со дня изготовления товара.
Но есть вещи, на которые гарантийный срок отсчитывается не со дня покупки, а с момента наступления соответствующего сезона. Это так называемые сезонные товары: одежда, обувь, меховые изделия и др. В разных регионах даты наступления сезонов могут быть разными и устанавливаются они субъектами Российской Федерации. Так, например, на территории Курганской области постановлением Правительства Курганской области от 13.08.02. №297 на товары сезонного назначения установлены следующие периоды продолжительности сезонов:
«Зима» с 1 ноября по 1 апреля;
«Весна» с 1 апреля по 1 июня;
«Лето» с 1 июня по 1 сентября;
«Осень» с 1 сентября по 1 ноября.
ОТЛОЖЕННЫЙ «СТАРТ».
Если товар был куплен по образцам или по почте, гарантийный срок в этом случае исчисляется со дня передачи товара потребителю.
Но бывает, что товар потребитель получил, однако пользоваться им не может по причинам, зависящим от продавца. Например, мебель привезли но не собрали, так как не хватило деталей. Или стиральную машину установили, но не подключили, потому что мастер заболел. В подобных ситуациях «старт» гарантийного срока откладывается до того момента, пока продавец не устранит обстоятельства, мешающие эксплуатации товара.
Например, в кассовом чеке на стиральную машину стоит дата продажи 1 июня, а фактически пользоваться ей начали только через две недели, потому что продавец никак не мог подключить машину. Значит, гарантийный срок должен отсчитываться с 15 июня-то есть с момента подключения (установки). Это подтверждает накладная на проведение работ.
ГАРАНТИЙНЫЙ ТОВАР С НЕДОСТАТКАМИ.
Если в товаре обнаружены недостатки, потребитель вправе заявить одно из следующих требований:
заменить товар на другой той же марки (модели и/или артикула);
заменить на такой же товар, но другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
соразмерно уменьшить покупную цену;
незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара, а если потребитель уже устранил их (самостоятельно или обратившись к третьим лицам), то возместить понесенные им расходы;
вернуть уплаченную за товар денежную сумму и считать договор купли-продажи недействительным.
Если потребитель требует, чтобы ему заменили купленную вещь или вернули уплаченные за нее деньги, он должен возвратить бракованный товар продавцу.
Следует иметь ввиду, что если покупка некачественного товара повлекла дополнительные расходы, потребитель вправе взыскать их с продавца или производителя.
Например, новая кровать развалились через месяц после покупки. Но к ней был куплен ортопедический матрас, заказанный специально по ее размерам. Теперь он бесполезен – потребителю вряд ли удастся найти точно такую же кровать. Значит, продавец должен возместить стоимость обеих вещей, поскольку приобретенный матрас является прямым убытком.
ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫЕ ТОВАРЫ.
Особые правила установлены в отношении технически сложных товаров, в которых обнаружены недостатки. Перечень таких товаров утвержден Правительством Российской Федерации и не может дополняться ни продавцами, ни производителями.
Постановлением Правительства РФ №575 от 13мая 1997 года утвержден «Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков».
В этот перечень входят:
* автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;
* мотоциклы, мотороллеры;
* снегоходы;
* катера, яхты, лодочные моторы;
* холодильники и морозильники;
* стиральные машины автоматические;
* персональные компьютеры с основными периферийными устройствами;
* тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.
Итак, чем же отличается алгоритм действий потребителя при покупке технически сложного товара? Главное отличие-ограничение срока, в течение которого потребитель может потребовать замены товара на другой или полного возврата денег при обнаружении недостатка в товаре. На это отводится всего 15 дней. Если поломка произошла после указанного срока, те же самые требования могут быть заявлены только в одном из следующих случаев:
1. Обнаружен существенный недостаток товара.
В преамбуле Закона «О защите прав потребителей» сказано: «Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранён без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки».
2. Нарушен срок устранения недостатков товара.
Согласно ст. 20 вышеназванного Закона этот срок не может превышать 45 дней и должен быть зафиксирован в документе, который выдается потребителю при передаче вещи в ремонт. Он может называться договором, заказом-нарядом или как-то иначе, но на нем в любом случае должна стоять подпись человека, принявшего товар в ремонт, и самого потребителя. Если в течение этого времени вещь не отремонтируют, можете требовать ее замены на новую или расторжения договора купли-продажи и возврата денег.
Если никакой бумаги с указанием срока ремонта Вам не выдали, значит, должны устранить недостаток незамедлительно. Вы имеете право потребовать этого, ссылаясь на ст.20 Закона «О защите прав потребителей». В нем сказано, что дефекты должны быть устранены «в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа».
Потребитель лишен возможности пользоваться товаром в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней из-за неоднократного устранения различных недостатков в товаре.
В данном случае подсчитайте, сколько дней Ваша вещь находилась в ремонте в течение года. Если больше 30, можете требовать замены товара или отказаться от покупки, потребовав возврата уплаченных денег.
ЕСЛИ НЕТ ЧЕКА.
Часто бывает, что потребители, обнаружив недостатки в товаре, не могут найти чек, который им выдали при покупке. В связи с этим отказываются от своих претензий, думая, что без чека товар в магазине у них не примут.
В соответствии со ст.18 Закона «О защите прав потребителей» при отсутствии кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки, потребитель не лишается прав предъявлять требования при обнаружении недостатков в товаре. А если все-таки потребителю откажут в удовлетворении его законных требований, он может обратиться с жалобой в суд, где факт покупки может подтверждаться свидетельскими показаниями и другими доказательствами.
ЗА ЧЕЙ СЧЁТ ЭКСПЕРТИЗА?
Если в период гарантийного срока в товаре были обнаружены недостатки, потребитель возвращает его продавцу или изготовителю на экспертизу. Её цель - выяснить, по чьей вине возникли недостатки. Потребитель имеет право присутствовать при проведении экспертизы, но платить за нее он не должен: в течение гарантийного срока это обязанность продавца или изготовителя, смотря кому были предъявлены претензии по качеству. Срок проведения экспертизы зависит от требования потребителя. Если речь идёт о возврате денег, у продавца (изготовителя, импортера) есть 10 дней. Если о замене товара – 20. При нарушении этих сроков потребитель вправе требовать неустойку за каждый день просрочки в размере 1% от цены товара.
Если требования потребителя не выполняются и экспертизу не проводят, можно обратиться к независимым экспертам. Поучив их заключение о том, что недостаток возник не по вине потребителя, он (потребитель) имеет право взыскать понесённые расходы с продавца (изготовителя, импортёра).
Если недостатки возникли по истечении гарантийного срока, но в течение двух лет со дня покупки, экспертизу оплачивает потребитель. При подтверждении производственного недостатка потребителю обязаны возместить эти расходы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ГАРАНТИЯ. ПЛАТИТЬ ИЛИ НЕТ?
В последнее время некоторые магазины предлагают покупателям заплатить за дополнительный срок гарантии. Например, изготовитель установил гарантию 6месяцев, а магазин предлагает покупателю продлить ее до года, двух или трёх лет. Правда, небесплатно. Не стоит идти на поводу у таких «бизнесменов». Как уже было сказано, потребитель имеет право предъявлять претензии и после окончания гарантийного срока – в течение двух лет со дня покупки (ст.19 Закона «О защите прав потребителей»). Ведь причиной недостатка может быть производственный брак, который проявился, когда гарантия уже закончилась. Правда, это придётся доказать, обратившись к эксперту. Но если покупатель всё-таки оформил дополнительную гарантию, знайте, что проведение экспертизы в этом случае возлагается на магазин.
К СВЕДЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.
Доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг. для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счёт продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра).
В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров. Ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей».