Итоги деятельности Консультационного ценИтоги деятельности Консультационного центра для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» за 2021 год

В настоящее время консультационные услуги по вопросам защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» оказываются в Консультационном центре (далее – КЦ) в г. Кургане и Консультационных пунктах (далее – КП) в г. Шадринске, г. Щучье и р.п.Варгаши.

 
В течение 2021 года специалистами Консультационного центра для потребителей оказано 2745 консультаций по вопросам защиты прав потребителей. Из них: 414 консультаций на личном приеме, остальные с использованием электронной связи и по телефону. 

 
Пандемия COVID-19, внесшая в 2020 году коррективы в устоявшиеся формы коммуникаций, оказала свое влияние и в 2021 году. На первом месте дистанционные способы связи, в том числе через социальные сети «ВКонтакте», «INSTAGRAM», где созданы и действуют официальные группы КЦ.

 
Количество обращений граждан в 2021 году увеличилось на 26,14 % по сравнению с показателями 2020 года. В структуре обращений преобладают вопросы продажи непродовольственных товаров, в том числе дистанционным способом. На втором и третьем местах вопросы предоставления услуг ЖКХ и транспортные услуги.

 
Наиболее частыми поводами для обращения были - отказ в возврате денег за некачественный товар; обмен качественных товаров; возврат товара, приобретенного дистанционным способом; нарушение сроков исполнения услуг и работ. Чаще всего жалобы касались качества сложной бытовой техники (в т.ч. мобильных телефонов), мебели и обуви.

 
В 2021 году в ходе проведенных консультаций оказана помощь по составлению 395 проектов документов. Была оказана помощь по подготовке 11 исковых заявлений и 384 претензий. 

 
Обращения граждан за судебной защитой своих прав в сфере торговли в большинстве связаны с расторжением договора купли-продажи, взыскании денежных средств за товар, неустоек за просрочку исполнения обязательства, замены товара ненадлежащего качества. При этом требования в сфере ЖКХ связаны с возмещением убытков, связанных с ненадлежащим оказанием услуг и возложением обязанности по надлежащему исполнению договора управления многоквартирным домом.

 
Специалисты КП и КЦ не оказывают услуги в сфере представительства в суде. Однако, это не означает, что потребители, которые обращаются за помощью остаются без поддержки. Специалистами проводится работа с каждым обратившимся потребителем в индивидуальном порядке: даются разъяснения по вопросам защиты прав потребителей, рекомендации и разъяснения алгоритма действий в каждой конкретной сложной ситуации, в которой оказался потребитель и с которой он обратился за помощью.

 
Во многих случаях проводится досудебное урегулирование конфликта, что существенно сокращает время удовлетворения требований потребителей. В других спорных ситуациях специалисты Консультационного центра готовят исковые заявления и документы для подачи в суд.

 
В 2021 году наиболее значимыми для потребителей остаются вопросы качества товаров и услуг; способы, основания и сроки возврата качественного/некачественного товара; правила оказания услуг и гарантии потребителям в сфере дистанционных продаж.

 
С целью информирования и просвещения граждан по вопросам потребительского законодательства разработано 30 информационно-методических материалов для жителей Курганской области. Проведено 7 «горячих линий» по вопросам защиты прав потребителей.

 
Каждый потребитель может получить ответ на интересующий его вопрос на государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП). Доступ к ресурсу осуществляется по адресу:http://zpp.rospotrebnadzor.ru. Здесь же можно ознакомиться с многочисленными памятками, воспользоваться образцами претензионных и исковых заявлений. Модуль «Виртуальная приемная» представляет собой площадку для общения потребителей и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Каждый обратившийся имеет возможность задать интересующий его вопрос, выбрав соответствующую категорию (розничная торговля, общественное питание, финансовые услуги, услуги связи и др.), и получить ответ на него.